Пн - Пт 09:00 - 18:00
  • UA
  • RU

Оценка соответствия: Куда «дует ветер»?

Що таке оцінка відповідності

Оцінка відповідностіДела минувших дней

После обретения Украиной независимости начался медленный процесс формирования собственной нормативно-технической базы для различной продукции и услуг, который «потянул» за собой и разработки собственных нормативно-правовых актов, регулирующих процессы оценки их соответствия. Первичным трендом была разработка части нормативных документов, которые по тем или иным причинам выдавались «удобными» или такими, которые можно было реализовать «малой кровью». Спорить на предмет того, хорошо это было или плохо, уже не является актуальным и целесообразным. Так или иначе, по нашему мнению, за это время был сделан ряд важных шагов вперед. Именно в первые годы после распада СССР была сформирована и известная системау сертификации УкрСЕПРО, которая в значительной степени отличалась от существующих в западных странах систем сертификации продукции.

Но жизнь не стояла на месте, впоследствии было принято решение о гармонизации отечественной нормативно-технической и нормативно-правовой базы с соответствующими европейскими и международными документами. Очень хочется надеяться, что в Украине и в дальнейшем будут придерживаться этого курса и что этот процесс будет набирать обороты, что даст реальную возможность как можно быстрее преодолеть технологическую отсталость.

Status quo

В последние годы в Украине были приняты тысячи международных и европейских стандартов, дали (по крайней мере, в теории) зеленый свет новым для государства технологиям и оборудованию. В то же время, согласно как с действующими ранее, так и с обновленными нормативно-правовыми актами, стандарты сами по себе не являются обязательными для выполнения нормативами, но ссылки на них в отдельных видах документов, принятых центральными органами исполнительной власти, делает их применение обязательным. К таким нормативным документам относятся в том числе технические регламенты, строительные нормы, а также нормативно-правовые акты по охране труда, здоровья, пожарной и техногенной безопасности и тому подобное.

В этой статье хотели бы остановиться именно на таких документах, как технические регламенты. Актуальность тематики подтверждается тем, что система сертификации УкрСЕПРО фактически доживает свой век и на замену ей должна прийти система оценки соответствия, адаптированная к действующим в Европе нормативных документов.

Прошло уже 2 года с момента, когда был принят Закон Украины «О технических регламентах и ​​оценке соответствия», который должен стать краеугольным камнем для разработки названных нормативных документов и выполнения действий, указанных в названии Закона. Первая статья этого нормативно-правового акта содержит определения большого количества понятий, употребляемых в нем, но в этой статье подробно останавливаться на всех них мы не будем.

Ограничимся лишь цитированием определение одного из терминов, который нас интересует: «технический регламент — нормативно-правовой акт, в котором определены характеристики продукции или связанные с ними процессы и методы производства, включая соответствующие процедурные положения, соблюдение которых является обязательным. Он может также включать или исключительно содержать требования к терминологии, обозначений, упаковки, маркировки или этикетирования в той мере, в которой они применяются к продукции, процесса или метода производства «.

Согласно вышеупомянутого Закона, «целями принятия технических регламентов является защита жизни и здоровья людей, животных и растений, охрана окружающей среды и природных ресурсов, обеспечения энергоэффективности, защиту имущества, обеспечения национальной безопасности и предотвращения предпринимательской практике, что вводит потребителя (пользователя) в заблуждение «. Остается добавить, что технические регаменты разрабатываются на основе международных, региональных (обычно европейских), национальных стандартов Украины, других государств, актов законодательства Европейского Союза, экономических объединений или иных государств или соответствующих частей таких стандартов и актов законодательства. Право принятия технических регаментив предоставлено Верховной Раде Украины, Кабинету Министров Украины, а также центральным органам исполнительной власти.

Причинно-следственная связь

Согласно цитируемым Законом, соответствие введенной в оборот, предоставленной на рынке или введенной в эксплуатацию в Украине продукции (принимаем сроки, предусмотренные ним) требованиям всех действующих технических регламентов, применяемых к такой продукции, является обязательным (за исключением отдельных случаев, предусмотренных этим же документом). Следует заметить, что сейчас в Украине принято уже полсотни технических регламентов, официальную информацию относительно их числе можно найти, например, по адресу: http://csm.kiev.ua/index.php?option=com_content&view=article&id=111&Itemid=68&lang = ru.

Легко увидеть, что в определенной продукции могут быть применимы один или более технических регламентов, соответственно, существует потребность в подтверждении ее соответствия всем применимым техническим регламентам. В то же время, согласно ст. 25 Закона, «оценка соответствия требованиям технических регламентов осуществляется в случаях и путем применения процедур оценки соответствия, которые определены в таких технических регламентах».

Производители и другие лица, интересы которых затрагивает он, применяют процедуры оценки соответствия требованиям технических регламентов самостоятельно, а в случаях, определенных в технических регламентах или предусмотренных ими процедурах оценки соответствия, — с привлечением соответствующих органов по оценке соответствия.

Интересным вопросом остается определение круга так называемых исполнителей задач по оценке соответствия. К ним законодатель относит:

  • — Предназначены органы, которыми являются органы по сертификации и органы по инспектированию, а для выполнения отдельных задач по оценке соответствия строительных изделий — также испытательные лаборатории;
  • — Признанные независимые организации — для выполнения определенных задач по оценке соответствия технологии выполнения неразъемных соединений, персонала, выполняющего неразъемные соединения и / или персонала, который проводит неразрушающий контроль, согласно техническому регламенту по оборудованию, работающему под давлением;
  • — Аккредитованные испытательные лаборатории производителей — для выполнения определенных задач по испытаниям (контроля) продукции, которые определены в некоторых процедурах оценки соответствия, если такими процедурами для производителя предусмотрен выбор относительно обращения к собственной аккредитованной испытательной лаборатории или к назначенному органу.

Что будет дальше?

Декларирование соответствия согласно ст. 28 Закона Украины «О технических регламентах и ​​оценке соответствия» фактически означает, что Вы имеете право сказать «с помощью моей удочки можно ловить рыбу, сидя на облаке на высоте двух километров» только в том случае, если правдивость этого утверждения будет установлена ​​с требованиями этого же Закона. Иными словами, прибегать к услугам учреждений только названных типов так или иначе придется.

На фоне всех этих событий и обострились отношения между ГСЧС и Минрегионом сначала за распределение полномочий в сфере лицензирования, а в дальнейшем — произошло распространение и на остальные сферы. Нужно говорить, что при таком положении дел не будет «нормально чувствовать себя» ни отдельный предприниматель или бизнесмен, ни государство в целом.

При этом всем, есть обоснованные основания полагать, что «тянуть одеяло на себя» все эти «титаны» будут и тогда, когда дело дойдет до распределения полномочий в сфере назначения (то есть предоставление третьим лицам права выполнять определенные задачи по оценке соответствия), самого назначения и остальных процедур, связанных с этими процессами …

К слову, когда зашла речь о ГСЧС, то стоит раскрыть интересный момент: по инсайдерской информации, в недрах указанного ведомства сейчас готовится проект технического регламента по противопожарному оборудованию, аналогов которому в европейском законодательстве нет. И хотя полностью не понятно, каким он будет и когда вступит в силу, можно ожидать чего угодно. Поэтому не будем забегать вперед и комментировать что-либо …

Отличие Украины от, скажем, европейских государств заключается и в том, что часто отсутствуют так называемые переходные периоды, в течение которых еще можно пользоваться старым нормативным документом, постепенно адаптируясь к новому. Думаем, не будет исключением и переход от подтверждения соответствия (сертификации) продукции к декларированию ее соответствия, который уже не за горами. А резкие переходы, как известно, всегда бывают очень сложными и могут сопровождаться разнообразными «потерями».

Иными словами, уже в скором времени следует ожидать роста «энтропии», которая сейчас и так очень высока. Как водится, многие в это время, вероятно, займутся «ловлей рыбы в мутной воде». Чтобы Вас не постигла судьба этой самой рыбки, нужно должным образом подготовиться к будущим изменениям максимально по всем фронтам: технического, документального и юридического.

Даже поверхностного взгляда на Закон Украины «О технических регламентах и ​​оценке соответствия» достаточно, чтобы понять всю сложность ситуации, которая вскоре сложится, а также понять, что адаптироваться к новым правилам игры без помощи квалифицированных специалистов вряд ли удастся.

В свою очередь, наша компания является тем самым проводником, который поможет не заблудиться в темноте и подготовиться к изменениям. И если Вы ищете дипломированных / квалифицированных специалистов, имеющих как опыт, так и соответствующие разрешительные документы на осуществление различных видов деятельности по оценке соответствия, они также к Вашим услугам.

Звоните и обращайтесь: ООО «ЦИА» ШИЛД «- Ваш надежный партнер!