Пн - Пт 09:00 - 18:00
  • UA
  • RU

Актуальность проведения расчетов пожарных рисков на объектах

Як проводиться оцінка пожежних ризиків

В последнее время в Украине слово «пожарные риски» можно отнести к категории часто упоминаемых. Что же такое эти риски, как проводится их оценка (расчет) и с какой целью — попробуем разобраться в этой статье.

Вышеупомянутое слово имеет несколько значений, но обычно под риском понимают произведение вероятности наступления нежелательного события на ущерб от нее и учитывая его величину планируют (употребляют, планируют принять) мероприятия по его снижению или делают вывод, что все вроде бы в порядке и спать спокойно. Иными словами, риск — это количественная характеристика, но здесь возникает следующий вопрос: как его оценить (рассчитать).

Среди действующих сейчас нормативно-правовых документов хотелось бы вспомнить прежде всего постановление Кабинета Министров Украины от 29 февраля 2012 №306 «Об утверждении критериев, по которым оценивается степень риска от осуществления хозяйственной деятельности и определяется периодичность осуществления плановых мероприятий государственного надзора (контроля) в сфере техногенной и пожарной безопасности «(с изменениями). Как видите, в названии документа упоминается не «риск», а «степень риска». Ввиду отсутствия официально утвержденных методик расчета рисков возникновения чрезвычайных ситуаций, авторы документа ввели понятие «высокой», «средней» и «незначительной» степени риска.

Так, как утверждает указанный нормативно-правовой акт:

«1. Критериями, по которым оценивается степень риска от осуществления хозяйственной деятельности в сфере техногенной и пожарной безопасности, являются:

1) осуществление такой деятельности на:

потенциально опасных объектах, объектах повышенной опасности, а также на объектах, имеющих стратегическое значение для экономики и безопасности государства, по перечню, утвержденному постановлением Кабинета Министров Украины от 4 марта 2015 №83 (Официальный вестник Украины, 2015, №20, ст. 555);
объектах, отнесенных к соответствующей категории по взрывопожарной и пожарной опасности (определяется в соответствии с НАПБ Б.03.002-2007 «Нормы определения категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности»)

2) количество лиц, находящихся на объекте (определяется в соответствии с ДCTУ-Н Б В.1.2-16: 2013 «Определение класса последствий (ответственности) и категории сложности объектов строительства»)

3) условная высота здания (определяется в соответствии с ДБН В.1.1.7-2002 «Защита от пожара. Пожарная безопасность объектов строительства»)

4) площадь объекта;

5) категория сложности объекта строительства (определяется в соответствии с ДCTУ-Н Б В.1.2-16: 2013 «Определение класса последствий (ответственности) и категории сложности объектов строительства»)

6) наличие подземных и / или подвальных этажей, помещений, сооружений (определяется в соответствии с ДБН В.2.2-9: 2009 «Здания и сооружения. Общественные здания и сооружения. Основные положения»);

7) принадлежность объекта к памятникам архитектуры и истории;

8) оказание услуг и выполнение работ противопожарного назначения «.

Согласно п. 6 этого же документа, «плановые мероприятия государственного надзора (контроля) за соблюдением субъектами хозяйствования законодательства в сфере техногенной и пожарной безопасности» должны осуществляться с периодичностью не чаще одного раза в год, один раз в три года и один раз в пять лет в зависимости от того, к какому из названных выше степени риска органы ГСЧС относят конкретный объект. Более подробную информацию о том, какие критерии влияют на определение того или иного степени риска, можно найти в указанном постановлении КМУ.

Конечно, на сегодняшний день можно сказать, что поскольку действует мораторий на плановые проверки, то не так уж и важно, до какой степени риска будет отнесено конкретный объект. Однако действие моратория не является неограниченной и распространяется лишь к концу 2017 (если не будет законодательно пролонгирован более долгий срок действия), а поэтому актуальность расчета рисков никоим не уменьшается.

Более того, действующие сегодня критерии определения степени риска неоднократно подвергались критике как со стороны бизнеса, общественных организаций, так и со стороны самих органов государственной власти. Фактически, ГСЧС сейчас проводит работы по разработке изменений в постановления, которыми они утверждены, то есть в ближайшем будущем есть все шансы увидеть обновленную версию для расчета пожарных рисков.

Но пока мы ждем такого «обновления», не стоит забывать еще одну важную деталь. Напомним, что основным нормативно-правовым актом в Украине, который регулирует отношения в сфере пожарной безопасности, в настоящее время является НАПБ А.01.001-2014 Правила пожарной безопасности в Украине. Именно этот документ содержит ссылки на многочисленные строительные нормы и другие нормативные документы, требованиям которых должны соответствовать объекты того или иного типа. Однако возникает риторический вопрос: каким образом, скажем, общественное здание, возведенное 1980 года, может соответствовать всем требованиям строительных норм, датированных 2009 годом? Действительно, трудно себе представить. Ответ может быть один — разве что после реконструкции. В то же время, часто возникали и, к сожалению, до сих пор возникают ситуации, когда инспектор выдает предписание по устранению «несоответствий».

С учетом того, что такие ситуации не редкость в сегодняшней реальности, они не могли не вызвать резонанс в обществе. И по аналогии, когда на аргументированное недовольство бизнеса и общественных организаций было изъято из Правил пожарной безопасности в Украине требования по оснащению всех электрических щитов и щитков автономными системами пожаротушения, сегодня в процессе разработки находится и последующее изменение в Правила, которым, в частности, запланировано изъять ссылки на требования всех строительных норм. Таким образом, в тексте обновленных Правил должна появится принципиально новая норма, которая будет изложена примерно в следующей редакции:

«Во время эксплуатации объекты должны соответствовать требованиям строительных норм на момент принятия этих объектов в эксплуатацию. Обоснованные отклонения от строительных норм, обеспечивающие соблюдение установленных требований безопасности, таким образом, не предусмотрены строительными нормами, должны быть согласованы субъектом нормирования в соответствии с установленным им порядке.

В случае вступления в силу строительных норм при эксплуатации объектов требования этих документов необходимо учитывать при проведении реконструкции, реставрации, техническом переоснащении и капитальном ремонте помещений, зданий и сооружений в соответствии с Законом Украины «Об архитектурной деятельности». При этом к проведению указанных работ должно быть обеспечено максимально допустимый уровень приемлемого риска на объекте в соответствии с Концепцией управления рисками возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, одобренной распоряжением Кабинета Министров Украины от 22 января 2014 №37-р «.

Если не полениться и прочитать этот документ (Концепцию), то нельзя не увидеть запланирован переход от качественной оценки риска к количественной. Так, например, в документе названо «минимальный риск», равный 1 × 10-8, и «приемлемый риск» — 1 × 10-5, со ссылкой на то, что такие значения «используются в экономически развитых государствах». Выше величины риска назван «абсолютно неприемлемыми».

Таким образом, изменения по оценке рисков в области пожарной безопасности уже близко, однако они не гарантируют упрощения таких расчетов и установления более прозрачной процедуры расчетов. Так или иначе, владельцам объектов с массовым пребыванием людей, «высоток», различных потенциально опасных объектов и т.д. (см. Перечень, представленный выше) вскоре придется доказывать, что уровень риска на эксплуатируемых ими объектах приемлем.

В то же время, вопрос о порядке количественного оценивания риска пока остается открытым, поскольку официально утвержденных методик его расчета (по крайней мере на уровне национального стандарта) в Украине до сих пор нет. Но, пожалуй, вряд ли будет возможно и допустимо декларирования приемлемости риска так называемого «справочника-потолок», или путем применения никому не понятных субъективных расчетов.

Стоит заметить, что этот вопрос действительно совсем не простой и достаточно специфический. Напомним еще раз, что риск — это произведение вероятности события и ущерба от него. И если ущерб от пожара (даже если он нанес вред жизни и / или здоровью людей) еще можно перевести в денежный эквивалент, то рассчитать (оценить) эту самую вероятность возникновения пожара достаточно сложно. Чтобы в этом убедиться — достаточно заглянуть в ГОСТ 12.1.004-91 Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования. И дело не только и не столько в сложных математических формулах, а в том, что для определения вероятности возникновения пожара необходимо знать вероятность наступления того или иного события. Эту самую вероятность обычно определяют по статистическим данным, которые накапливали годами, и которых нет в открытом доступе. А это все усложняет проведение расчетов.

Известно, что в шахматы выигрывает тот, кто лучше умеет просчитывать на несколько шагов вперед. Также известно, что информированный человек — это человек вооруженный. Ознакомившись с материалом статьи, можно сказать, что по крайней мере правила игры уже понятны и по крайней мере первый из шагов, которые необходимо сделать, становится очевидным. А вот для самого осуществления такого шага — за помощью в расчете пожарных рисков — лучше обратиться к профессионалам своего дела.

Наша компания готова вам помочь и обеспечит качественное выполнение расчетов пожарных рисков, поэтому звоните или присылайте свой заказ на электронную почту.