Пн - Пт 09:00 - 18:00
  • UA
  • RU

Кто в «группе риска»?

Періодичність наглядуу сфері поежної і техногенної безпеки

Періодичність наглядуу сфері поежної і техногенної безпекиStatus quo

Одним из документов, который «не оставляет равнодушными» отечественных предпринимателей (и не только их), является постановление Кабинета Министров Украины от 29 февраля 2012 №306 «Об утверждении критериев, по которым оценивается степень риска от осуществления хозяйственной деятельности и определяется периодичность осуществления плановых мероприятий государственного надзора (контроля) в сфере техногенной и пожарной безопасности. Как сам текст этих самых «Критериев», так и опыт применения данного нормативно-правового акта вызывают много «вопросов», если не сказать «нареканий».

Один из моментов, которые так или иначе уже не отвечают требованиям сегодняшнего дня — это тот факт, что все объекты разделены на категории с «высокой», «средней» и «низкой» степенью риска. Принципиальная неверность такого подхода обусловлена в том числе и тем фактом, что даже действующий до сих пор ГОСТ 12.1.004-91 ССБТ. Пожарная безопасность. Общие требования нормирует предельно допустимую вероятность возникновения пожара, к которой риск прямо пропорционален.

К тому же, как известно, расчетное значение риска — это фундаментальная основа для определения условий страхования пожарных рисков зарубежными страховыми компаниями. Не секрет, что такие компании часто страхуют строящиеся в Украине за счет иностранных инвестиций и, соответственно, требуют (могут требовать) не только актов обследования состояния обеспечения пожарной безопасности и исправности систем противопожарной защиты, но и действительного значения пожарного риска.

Опыт общения с отечественными страховщиками свидетельствует, что они (по крайней мере, в большинстве своем) к этому еще не готовы, но изменение такой ситуации, по нашему убеждению — лишь дело времени.

Очень много спорных моментов в правильности отнесения субъектов хозяйственной деятельности к одной из названых категорий фактически исходя из их вида. Так, например, те же высотные дома автоматически «подпадают» под категорией объектов с высокой степенью риска независимо от того, насколько эффективны системы их противопожарной защиты.

Соответственно, периодичность «нервотрепки» их владельцам инспекторским составом ГСЧС одинакова, независимо от степени защищенности объектов, принадлежащих им (правда, есть разного рода «моратории», но это уже предмет отдельного разговора).

Заслуживает внимания также тот момент, что к категории субъектов с высокой степенью риска отнесены все те, кто выполняет работы (оказывает услуги) противопожарного назначения. Какой «особый» риск может быть, например, в случае, когда 2-3 человека сидят в офисном помещении за компьютером и «рисуют» проекты систем пожарной сигнализации, представить трудно. Но пусть это (пока) остается на совести разработчиков этого документа …

Будущий шаг вперед

В то же время, есть основания для оптимизма: названы также другие недостатки действующего документа, обусловили тот факт, что «триста шестидесятое» постановление таки «перерабатывают». Сейчас в сети Интернет можно найти очередную редакцию проекта нормативно-правового акта, который предполагается принять ему на замену. Безусловно, увеличение «открытости» процессов разработки таких документов дает плоды. Так, например, по сравнению с предыдущей редакцией из перечня субъектов хозяйствования с высокой степенью риска «исчезли» те, которые предоставляют эти самые услуги противопожарного назначения.

Также нельзя не отметить, что в настоящее время введены не только качественные понятия степени риска, но и численные значения риска, что является основанием для отнесения «свечных заводиков» к той или иной категории. Иными словами, осуществив соответствующие расчеты, можно «побороться» с «профессиональными противниками самовозгораний».

Как эти самые риски рассчитывать — это отдельный вопрос, о котором мы поговорим ниже. Сейчас в проекте постановления указывается, что расчет риска должен осуществляться «в соответствии с методиками, утвержденными в Порядке, установленном МВД».

Надеемся, что если не общественность, то специалисты Государственной регуляторной службы или Министерства юстиции выяснят, какое отношение указанное Министерство имеет к утверждению нормативно-технических документов и насколько подобные формулировки соответствуют Положению о нем. Мы же убеждены, что справедливость таки восторжествует и в любом случае все будет идти цивилизованным путем.

Свет в конце туннеля

Так или иначе, методик расчета пожарных рисков национального уровня (например, таких, которые утверждены национальным органом по стандартизации) в Украине пока не существует. В то же время, существует ряд учреждений, которые эти риски считают по собственным методикам. К тому же, силами неравнодушных специалистов уже начаты работы по разработке национальных стандартов, гармонизированных с основополагающими международными стандартами по расчету пожарных рисков, а именно:

— ISO 16732-1 Fire safety engineering — Fire risk assessment — Part 1: General;

— ISO / TR 16732-2 Fire safety engineering — Fire risk assessment — Part 2: Example of an office building;

— ISO / TR 16732-3 Fire safety engineering — Fire risk assessment — Part 3: Example of an industrial facility.

Тем, кто не владеет английским языком, подскажем, что перечисленные нормативные документы регламентируют общие требования по расчету (оценке) риска, а также содержат примеры соответствующих расчетов для офисного здания и промышленного предприятия.

Хочется пожелать разработчикам успеха и надеяться, что эти стандарты будут приняты как можно раньше. Задача же «всего прогрессивного человечества в том, чтобы как можно быстрее перестроиться на работу в условиях действия нового постановления, касающегося расчета рисков. Именно поэтому мы не сидим сложа руки и уже сегодня готовы помочь всем желающим в осуществлении подобных расчетов.

Данное постановление может быть полезным в сфере страхования, этому будет следующее обоснование — надлежащие меры по обеспечению пожарной безопасности и противопожарной защиты, учитывая уменьшение в будущем частоты проверок объектов, принадлежащих компаниии связанные с этим временные и финансовые затраты.

Добавить комментарий

Войдите или заполните поля ниже. Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *